conerSmall.gif (128 bytes)

coner.gif (1191 bytes)

ПРОЕКТ ЛОКАЛИЗАЦИИ АПЛ "КОМСОМОЛЕЦ"

 

 

 

 

Video

Operation on submarine Komsomolec  (1.2мБ mpeg)

Operation on submarine Komsomolec  (1.2мБ mpeg)

Operation on submarine Komsomolec  (1.2мБ mpeg)

Operation on submarine Komsomolec  (1.2мБ mpeg)

Operation on submarine Komsomolec  (1.2мБ mpeg)

Operation on submarine Komsomolec  (1.2мБ mpeg)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с 1.05.1999 г.

 

 

 

banner.gif (5723 bytes)

Обзор статей по трагедии на АПЛ

АПЛ ЕХО  ( проект 675) на марше ФОТОГРАФИИ РОССИЙСКИХ  ПОДВОДНЫХ ЛОДОКЗдесь  подборка фотографий подводных лодок

Спуск аппаратов "МИР" для выполнения операции

     Фото подводных лодок

ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, ПРОВЕДЕННЫХ  МГТУ им.Баумана в 1994-1995 г.г .

    Атомная подводная лодка (АПЛ) “КОМСОМОЛЕЦ” затонула в результате аварии, происшедшей в 1989 г. в Норвежском море. Место гибели АПЛ “КОМСОМОЛЕЦ"

Укажи на  иллюстрацию для увеличения     При погружении в носовой части АПЛ произошел взрыв, который разрушил корпус АПЛ в носовой части и повредил боевые торпеды с атомным зарядом. После взрыва произошло раскрытие носовых частей торпедных аппаратов. Разрушения на АПЛ могли привести к выносу оружейного плутония из ядерных боеприпасов и последующему заражению норвежского моря.

Геометрическая модель корпуса АПЛ  Укажи на  иллюстрацию для увеличения    Для исключения радиоактивного выхода из носового отсека МЧС РФ выполнило в 1994 -95 гг. работы по локализации ядерных боезарядов. В 1994 г. С помощью глубоководных обитаемых аппаратов “МИР-1” и “МИР-2” Института Океанологии РАН На выходы в носовой части торпедных аппаратов были установлены специальные герметизирующие заглушки, разработанные в ЦКБМТ “РУБИН” .однако, сохранялась возможность выхода плутония через разломы корпуса носового отсека."Глубоководный обитаемый аппарат "МИР

Укажи на  иллюстрацию для увеличения      В конце 1994 г. МГТУ им.Баумана предложил способ локализации носовой части, основанный на установке в носовой части изолирующих перегородок, заполнении изолированного внутреннего объема эластичными емкостями с   морская вода , и применении наружного покрытия из прочного гибкого материала, охватывающего разлом в носовой части корпуса. Такая комплексная защита по мнению ученых МГТУ им.Баумана могла бы обеспечить резкое снижение скоростей водотока внутри разрушенного корпуса и предотвратить выход радиоактивного плутония из АПЛ в окружающую средуНосовая часть затонувшей АПЛ

Укажи на  иллюстрацию для увеличения  Для отработки технологии в МГТУ им.Баумана в НИИ специального машиностроения по материалам подводных съемок была создана геометрическая компьютерная модель, которая позволила определить параметры разрушений и технологию и конструкцию средств локализации.

    МГТУ совместно с ОКБ МЭИ, используя опыт космической техники, в короткие сроки разработал и создал малогабаритные раскрывающиеся перегородки, изолирующие носовую часть в главном разломе на внутреннем диаметре около 11 метров.Подводные операции, выполняемые аппаратом МИР на АПЛ

Укажи на  иллюстрацию для увеличения    С привлечением НПО “СОЮЗ” a МГТУ были разработаны и изготовлены эластичные емкости и специальные материалы, стойкие к различным воздействиям и обладающие высокой долговечностью в морской среде, а также автономные глубоководные установки для закачки эластичных емкостей.   В период с 5 по 20 августа 1995 г. С помощью ГОА “МИР” все созданные средства были установлены на АПЛ “КОМСОМОЛЕЦ”. Успех операции в большой мере был определен предварительным компьютерным моделированием и высокими технологиями оборонных предприятий России.

Схема аварийной операции, предложенная в МГТУ им Баумана Схема локализации ядерных боеприпасов на АПЛ "Комсомолец":
1. Пластырь складной 5-секционный.
2. Пластырь складной 4-секционный;
3. Пластырь рулонный;
4. Разделительная диафрагма правая;
5. Разделительная диафрагма левая;
6. Разделительная диафрагма "зонтик";
7. Эластичные емкости "ЭТЕ";
8. Балластины;

9. Заглушки;
10. Сорбенты.

О подробностях событий рассказывает непосредственный участник погружения на дно Норвежского моря Владимир Челышев, директор НИИ СМ, научный руководитель отдела подводных систем. Заглушки торпедных аппаратов  в носовой части  АПЛ (модель)

Укажи на  иллюстрацию для увеличенияПервая трудность, с которой мы столкнулись  - это полное незнание обстановки на лодке. Дело в том , что под водой видимость не более 10 метров, а длина лодки - 150м.  И те, кто погружаясь в воду, приближался к АПЛ , видели лишь фрагменты, непосредственно не имея возможности составить целостное представление о процессах, происходящих  на “КОМСОМОЛЬЦЕ”. Но все-таки такую картину во что бы то ни стало надо было получить. И мы получили ее - новым, абсолютно нетрадиционным путем. Эту методику предложил доцент кафедры "Подводные аппараты" - В. Вельтищев.  По материалам  подводных съемок была получена  геометрическая модель, и воссоздана полная картина разрушений на момент проведения съемок. Такая практика еще ни разу не применялась  при подводных авариях.Правый разлом АПЛ(модель)

Укажи на  иллюстрацию для увеличенияКогда модель была создана,  выяснилось, что задача ученых намного сложнее , чем представлялось изначально. Оказалось , например, что колоссальное количество разрушений имеет загнутые края и добраться до них очень трудно. Кроме того, выяснилось. что прочный корпус лодки на длине приблизительно одиннадцать метров внутри, попросту говоря, лопнул и рассыпался от взрыва, как стекло, уцелела лишь часть легкого корпуса. Внутри носовой части было обнаружено много завалов. Торпеды, в которых находились термоядерные заряды, обломаны в результате взрыва, а значит точная локализация, то есть закрытие  боевых частей, практически невозможна.Моделирование монтажных операций

Укажи на  иллюстрацию для увеличенияРассмотрев различные варианты из данной ситуации, мы подумали - "А что, если поместить внутрь корпуса лодки разворачивающиеся перегородки, которые изолирует торпедные аппараты?". Чтобы реализовать такой замысел, вспомнили опыт ликвидации последствий чернобыльской аварии, пригодились и наши уникальные наработки по космическим конструкциям. Как известно, создание космических конструкций предполагает малые исходные габариты доставляемых конструкций. Монтажные операции

Укажи на  иллюстрацию для увеличенияНаша ситуация в этом смысле была аналогичной. нужно было сделать конструкцию, способную из маленького объема раскрыться до большого. Специалистами нашего института В Зиминым и зав. кафедрой В Усюкиным  была создана конструкция на основе космических технологий в виде разворачивающихся   стержневых конструкций. 

Левый разлом АПЛ(модель)

Укажи на  иллюстрацию для увеличения  На компьютерной модели определены места их возможного закрепления. Кстати компьютерная модель показала также, что конструкция должна состоять из двух частей, которые нужно устанавливать под углом друг к другу.

Интересно, что когда я в первый раз опустился к затонувшему “КОМСОМОЛЬЦУ” и впервые увидел живьем ту часть, которая представлялась мне на компьютерной модели, я был удивлен  и обрадован  - компьютерная модель не содержала никаких искажений, и с ее помощью наши ученые сумели точно оценить обстановку на объекте. Но сама перегородка не давала полной локализации. Нужно было получить непроницаемую конфигурацию, заполненную специальным материалом, абсорбирующим плутоний,   перегороженную диафрагмой и покрытую для надежности высокопрочным материалом. В создании такой конфигурации мы предложили надуть синтетические мешки забортной водой для того , чтобы они вытеснили всю воду внутри носового отсека.Моделирование средств локализации - мешков и диафрагм

Укажи на  иллюстрацию для увеличенияВесьма серьезным оказался вопрос создания высокопрочного покрытия, Дело в том, в океане существует микроорганизмы, способные поедать любые материалы, относящиеся к органике. Соответственно на резина , ни пластмассы, построенные на углеводородной основе, для нашего случая не годились. Единственное, что оказалось бы не по зубам этим океанским микроорганизмам   - стекловолокно и силиконовые каучуки. Изготовить эти материалы нам помогли давно сотрудничающие с нами ракетные фирмы.Монтаж свернутой диафрагмы в носовой части АПЛ

Укажи на  иллюстрацию для увеличенияНеобходимо подчеркнуть, что весь проект ликвидации последствий аварии - от разработки до реализации - длился всего три месяца. Это фантастический короткий срок для подобного проекта, неведомый в мировой практике.  По общепринятым стандартам такая  работа заняла бы не менее двух-трех лет. Наши специалисты, можно сказать совершили настоящее чудо, проведя серьезные  исследования и операции буквально "c листа". Пожалуй, без всякой натяжки можно утверждать, что экстремальные ситуации сопровождали специалистов, боровшихся с последствиями аварии, все время работы - от начального этапа до завершения.

  Создавая систему локализации плутония, мы вначале попытались реализовать предложения, выдвинутые "Рубином" - создателями подводной лодки “КОМСОМОЛЕЦ”. Специалисты из этой организации предлагали установить веерную, раскрывающуюся диафрагму и , кроме того, соорудить над разломом носовой части конструкцию, которую впоследствии также закрыть пластырем. Однако на практике оказалось, что завалы на носу лодки, образовавшиеся в результате взрыва, попросту огромны, сдвинуть их невозможно. Соответственно невозможным стало и использование предполагаемых конструкций. И первые два погружения к лодке стали практически неудачными. Лишь с третьего погружения решили перейти на предложенную нами технологию, о которой рассказано выше.Моделирование маневровых операций "Миров"

Укажи на  иллюстрацию для увеличенияБез неудач не обошлось. Например, первоначально неверно закрепили диафрагму, и когда аппарат опустился в океан,  его манипулятор не дотянулся до той ручки, за которую ее нужно было снимать. Так что на первом погружении ее пришлось просто сбрасывать. Насосную станцию, которая должна была накачивать мешки, уронили в люк на глубину трех-четырех метров. Потом пришлось   извлекать ее с большим трудом за гибкие шланги. И, конечно, повредили. Со второго погружения, казалось, дело пошло на лад. И неожиданно случилось неприятность, чуть не поставившая всю экспедицию на грань краха. Моделирование установки насосной станции После отстыковки одной из диафрагм аппарата по ошибке вместо включения  устройства, определяющего отстыковку аппарата, включил устройство для раскрытия перегородки. Перегородка начала расправляться. Когда ее доставили на место назначения, она уже успела раскрыться на три метра. Но закрепить ее и установить все же удалось. Другая диафрагма была установлена и раскрылась моментально, точно по корпусу. Неудачное начало пришло к хорошему завершению. Обе диафрагмы были соединены. После этого началось установка надувных мешков, что безусловно стало бы невозможным без установки диафрагм, так как скорость течения в лодке была такова, что  без диафрагмы мешки просто сносило бы с места.  В этом случае невозможно создать жесткую конструкцию. Монтаж свернутой диафрагмы в носовой части АПЛ

Укажи на  иллюстрацию для увеличения Следующий этап герметизации заключался в монтаже на корпусе лодки армированных раскладываемых пластырей. Эта операция была одной из самых сложных, трудоемких и в то же время тонких. Армированные пластыри в сложенном виде крепились на "Мире-1" по бокам, а затем с помощью системы гидравлики сбрасывались на палубу лодки. После этого с помощью манипуляторов пластыри ориентировались соответствующим образом так, чтобы они закрывали разрушения по бортам. Специальными зажимами пластыри крепились к леерам лодки, а затем раскладывались аппаратом "Мир". По окончании монтажа пластырей на их нижнюю кромку были повешены специальные грузы, которые плотно прижали их к корпусу "Комсомольца". В некоторых местах носовой части были раскатаны и закреплены рулонные пластыри, которые закрыли отдельные щели и отверстия, оставшиеся после монтажа диафрагм, армированных пластырей и эластичных емкостей.Состояние укрытия после операции

Укажи на  иллюстрацию для увеличенияНадо заметить, что природа вообще не слишком благосклонны к участникам экспедиции. В дни, когда работали, аппараты волнение было не меньше четырех баллов. Каждое погружение длилось по 14 часов. Поднять при таком волнении аппараты на борт необычайно  трудно, приходилось предпринимать по пять-шесть попыток зачаливания аппарата к фалу.

Геометрическая модель укрытия АПЛ

Укажи на  иллюстрацию для увеличенияЖдать благоприятной погоды мы не стали - думаю, не стоит объяснять, почему данная ситуация не терпела промедления. Кроме того , постоянно грозил разразиться десятибальный шторм, а для такого рода работ волнение шесть баллов - уже предел. Правда , с погодой на все-таки повезло, море несколько успокоилась . Поэтому мы достаточно быстро доставили на лодку все элементы, связанные с наружным укрытием и сами мешки. Примерно за четыре часа после этого работа была практически закончена. Тут как раз и начался обещанный десятибальный шторм, сорвавший один из двух запланированных телемостов с Москвой. Так практически за шестнадцать парных погружений аппаратов "Мир" была решена сложнейшая задача ликвидации последствий катастрофы АПЛ “КОМСОМОЛЕЦ”.Закрепление технологических контейнеров

Укажи на  иллюстрацию для увеличенияПосле локализации были проведены замеры скорости водотоков внутри носового отсека АПЛ, которые подтвердили снижение скорости с 10 см/с до безопасного уровня 1,5 см/с .Это подтверждает высокую степень выполненной герметизации. Так завершилась уникальная глубоководная техническая операция, действительно не имевшая аналогов в мире... Установка инструмента для работы на глубине

 

ИСПОЛНИТЕЛИ   ЦКБМТ “РУБИН”, НИИСМ МГТУ им.Баумана,Институт Океанологии РАН

 

1999 г

Решением Ученого совета МГТУ им Н.Э.Баумана за выполнение работ по программе ликвидации последствий аварии на АПЛ "КОМСОМОЛЕЦ"  коллектив проектной группы отдела СМ4-2  удостоин Первой премии имени Московского государственного технического университета им.Н.Э.Баумана. Среди лауреатов премии сотрудники отдела подводных систем в составе: В.Челышев (рук), В Вельтищев,О.Евлахов , В.Иванов,  Е.Косырев, С.Панов, А.Тетющенко, А.Харыбин.

bansubm.gif (13396 bytes)

 

Обратная связь|Web Мастер

SpyLOG